Размер шрифта: A AA Цвет сайта ЦЦЦОбычная версия

 

О центре

- История центра
- Наши Цели
- Наши Задачи
- Расписание
- Публичный доклад
- Наши документы
- Вакансии

- Наша деятельность
- Наши достижения
- Полезная информация
- Полезные ссылки
- Наши опросы
- Контакты

Наши специалисты

- Администрация
- Педагоги – психологи
- Учителя – дефектологи
- Учителя – логопеды
- ПМПК

Рекомендации

- Логопед родителям
- Психолог родителям
- Дефектолог родителям
- В помощь специалисту

 

Фотогалерея

Центр диагностики и консультирования „Коррекция“

Интернет газета Методические разработки Ремонт компьютеров Интернет магазин игрушек

я больше не боюсь:родителям о детских страхах

Страх

     Что такое страх, знает каждый.  Если у взрослого человека спросить, чего он боялся в детстве, то про свои детские страхи он скорее всего будет рассказывать с улыбкой. «Снежная маска» и сердитый врач в белом халате,  пылесос и лохматая папина шапка кажутся такими безобидными по сравнению со «взрослыми» страхами. Например, страхом несчастного случая или потери работы, опасением попасть в неловкое положение у всех на виду или совершить ошибку, от которой могут пострадать другие люди. Вот чего, по мнению многих взрослых «стоит» бояться.

При этом нередки случаи, когда и дети, и родители боятся одного и того же — например, грозы или собак. Иногда страх становится общим для трех и более поколений в семье. Возникает закономерный вопрос. Наследуются ли страхи на генетическом уровне или дети «заражаются» ими от родителей уже после своего рождения?

Верно скорее второе. Однако специальные исследования показывают, что на генетическом уровне может закладываться предрасположенность к страхам, то есть подверженность им. Нервная система склонных к страхам детей обладает высокой чувствительностью. Замечено, что подверженные страхам дети не способны к ответной агрессии. Они вообще не склонны к внешнему открытому выражению чувств, — они все держат в себе и долго удерживают в памяти свои страхи.

Тем не менее многие взрослые могут рассказать, что их собственные страхи в детстве менялись по мере роста, а некоторые совершенно забылись. Действительно, многие страхи носят временный характер. И связано это с тем, что по мере роста ребенка развивается его чувствительность к определенным сигналам внешнего мира. Чрезмерно сильное раздражение, например, определенного органа чувств может спровоцировать реакцию в виде страха. Скажем, у малыша может проявиться страх громких, резких звуков. Это прежде всего свидетельствует о том, что развиваются его органы восприятия и переработки звуковых сигналов.

Так, страх является сигналом какой-то опасности, реальной или кажущейся. Чувствуя страх, человек начинает искать способ избежать опасности, защититься. Получив необходимую защиту, человек успокаивается, расслабляется, его страх исчезает.

Почему в детстве страх — одна из самых распространенных реакций? Да потому что инстинкт самосохранения выражен сильно (иначе младенец не сможет выжить), а жизненного опыта еще нет. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочных персонажей. У маленьких детей все реально — и огнедышащий дракон, и дядя, который, согласно родительским рассказам,его может «украсть». Представление о реальности складывается у детей постепенно, а с ним развивается и способность справляться со своими страхами.

Таким образом, страх оказывает нам немалую услугу. Лишенный страха человек не замечает опасности, а значит, постоянно подвергает риску свою жизнь. Однако для многих людей чувство страха становится проблемой. Из друга страх превращается во врага, отравляющего жизнь и мешающего нормальному общению с другими людьми. Как отличить «нормальный» страх от болезненного чувства страха, на какие критерии стоит ориентироваться?

Известный детский психолог и психотерапевт А.И. Захаров в своей книге «Как преодолеть страхи у детей» пишет: «Обычно страх кратковременен и обратим, не затрагивает глубоко личность человека, не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с другими людьми. Однако бывают и ярко выраженные, устойчивые страхи, для которых характерно почти полное отсутствие контроля со стороны сознания. Подобные сильные страхи оказывают неблагоприятное воздействие на характер человека, его отношения с людьми и качество его жизни».

Чем опасен длительный страх для человека, для ребенка в частности? Страх пропитывает все чувства тревожной окраской и вытесняет положительные эмоции — радость, смех, ощущение полноты жизни, оставляя вместо них удрученность, пессимизм, неуверенность в своих силах. Страх парализует активность человека, порождает чувство бессилия и безнадежности. Без веры в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои права, он заранее настраивается на неудачу, убеждая себя в собственной неспособности и ничтожности.


Возрастная динамика детских страхов

На дошкольный возраст приходится пик ночных кошмаров, поскольку ребенок самым активным образом набирается жизненного опыта. Как правило, в таких снах детей преследуют животные и страшные воображаемые существа. Частые, с повторяющимся сюжетом ночные кошмары требуют особого исследования.

от 3 до 5 лет — ночные страхи, страхи одиночества, темноты. В это же время у Бабы-Яги появляются партнеры — Кощей Бессмертный и Бармалей, которые, как утверждает А.И. Захаров, появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными.

Согласно данным, представленным в книге А.И. Захарова «Развитие умственных способностей детей», менее всего подвержены страхам мальчики в 4 года, а девочки в 3 года, т.е. в младшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков и особенно у девочек заметно возрастает.

У старших дошкольников (5-7 лет) А.И. Захаров обнаруживает в наиболее выраженной форме следующие страхи: пожара, стихии (конкретно — землетрясения), глубины и наказания со стороны родителей. Кроме этого свойственны детям 6-летнего возраста страхи нападения, животных (змей, медведя), страшных снов и огня.

 В этом же возрасте, как утверждает А.И. Захаров, и мальчики и девочки могут бояться страшных сновидений и смерти во сне. «В старшем дошкольном возрасте дети особо чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти. В 5-8 лет страх отсутствия матери выражается во сне конкретным страхом ее потери и смерти. В этом возрасте ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежное, что человеческая жизнь не бесконечна. Страх смерти появляется как аффективно-заостренное выражение инстинкта самосохранения. Этот страх, как и большинство других страхов, присущ эмоционально чувствительным детям и полностью отсутствует при задержке психического развития, психопатоподобном, расторможенном и агрессивном поведении, а также у детей, родители которых страдают хроническим алкоголизмом. С появлением страха смерти наивный период в жизни детей постепенно завершается, уточняет автор. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера».

Иногда, чтобы добиться послушания ребенка, взрослые прибегают к запугиванию. Пример: бабушка с дедушкой на даче укладывают спать внучку, которая никак не хочет засыпать. Испытаны все уговоры, но ничто не помогает, и как последний аргумент звучит фраза: «Сейчас вот прилетит дрозд из лесу, тогда увидишь…». Ответ ребенка заставляет задуматься: «А кто это дрозд? Я должна его бояться?».

 Страх заражения также внушен чаще всего родителями, пугающими своих детей разными болезнями. «Этот страх падает на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти», -говорит А.И. Захаров. «Тревожность, мнительность разрушают остатки уверенности в себе. Страх заражения — это тоже угроза смерти, наказание за нарушение запрета».

 Школьные страхи — это отдельная группа взаимосвязанных страхов. В нее входят: страх сделать ошибку, страх отвечать у доски, страх отвечать на вопросы учителя, страх агрессии сверстников.

 Многие авторы отмечают, что к моменту поступления в школу количество страхов уменьшается. В этом возрасте страхи преобразуются, качественно изменяются, так как значительно расширяется окружающий мир ребенка, и его страхи отражают восприятие этого мира

 Предметом страхов могут быть и предстоящие уроки, и уколы, и какие-то природные явления, и отношения между сверстниками.

Обычно уже в 8 лет дети боятся не столько собственной смерти, сколько смерти родителей. Эта форма страха «принципиально отличается от других, когда самому ребенку ничего не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит». Данного рода страх — это особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует, как говорит B.C. Мухина, о «развивающейся способности к сопереживанию».

 Ведущим страхом в этом возрасте А.И. Захаров называет страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, среда сверстников или семья. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всем том, что объединено в понятие «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста. Учитель — новая значимая фигура для школьника. Многое нужно уметь — слушать учителя, концентрировать внимание, правильно отвечать на вопросы. Первоклассники, по разным причинам не справляющиеся с обучением в школе, попадают в разряд, неуспевающих, что часто приводит к неврозам, а то и к школобоязни.

 Родители, сами боящиеся школы, также могут непроизвольно внушать страх детям: драматизируют проблемы, излишне контролируют детей, выполняют вместо них домашние задания. В результате появляется чувство неуверенности в себе. Школьные неврозы могут быть и у благополучных в обучении детей (с гипертрофированным уровнем притязания), у отличников и у неуспевающих в этих случаях одинаковые проявления (болит живот, рвота, головные боли и т.д.).

 Страхи в подростковом возрасте

 Страх обучаемого — самое распространенное эмоциональное состояние с среднем школьном возрасте, вызываемое ожиданием тяжелых последствий от неуспеваемости. Этот страх может проявляться в форме тревоги, боязни и, наконец, в форме панического страха, который проявляется у некоторой части учащихся на экзамене. Но не все формы страха отрицательно сказываются на поведении учащихся.

Помимо школьных страхов для детей этого возраста, как констатирует А.И. Захаров, типичен страх стихии, т.к. именно в этом возрасте появляется склонность верить в таинственные явления, в роковое стечение обстоятельств, предсказания и суеверия. В этом возрасте многие школьники переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в чет и нечет, тринадцатое число, счастливые билеты. В этом возрасте они с удовольствием слушают рассказы и истории о вампирах, привидениях, Пиковой Даме, «черной руке». При этом индекс страхов у мальчиков ниже, чем у девочек . С. Кьеркегор обозначил этот страх как «жадное стремление к приключениям, к ужасному, к загадочному. Такой страх столь сущностно свойствен ребенку, что тот вовсе не хочет его лишиться; даже если он и страшит ребенка, он тут же опутывает его своим сладким устрашением». Действительно, страшные вещи, ужасные истории, гибельные места не только пугают, но и притягивают детей. Многие уже взрослые люди, могут вспомнить, как в детстве вечерами рассказывали страшные истории, тесно прижимаясь друг к дружке. Дрожали руки, стучали от страха зубы, но никто не спешил уходить. Интерес детей к различным «ужасным местам» М.В. Осорина объясняет желанием «прочувствовать экзистенциальный ужас», а также как попыткой активного совладания со страхом, «когда ребенок, объединившись с другими, уже не избегает, а наоборот, ищет встречи с ужасным и готов с ним соприкоснуться». Он иногда ищет подобных ситуаций, чтобы заново пережить эти чувства.

Можно вспомнить как хорошую иллюстрацию мультфильм про котенка по имени Гав, который очень нравится детям. В сюжете котенок Гав очень боится грозы, он весь дрожит, страшно испуган, вздрагивает от раскатов грома и блеска молний, находясь на чердаке, но, когда ему предлагают спуститься вниз, где не страшно, отказывается, объясняя: «Там интереснее бояться».

В возрасте (11-16 лет) главным приобретением считается появление самооценки, которая неразрывно связана с чувством уважения и уверенности к себе. С одной стороны, подростки стремятся «быть собой среди других», с другой — быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. В этом возрасте, по мнению А.И.Захарова, появляются беспокойство, страх быть не собой, т.е. кем-то    другим, обезличенным, страх измениться не в лучшую сторону не только психически, но и физически (уродливая фигура, некрасивые черты лица и т.д.). У подростков, переживающих непонимание в семье, а также конфликты между родителями, нередок страх неполноценности своего «Я». Подростки обычно свой страх тщательно скрывают. Отсутствие понимания, чувства безопасности, уверенности в ближайшем окружении также перерастают в страх и тревожные опасения.

Причины детских страхов

«Детские страхи, — замечает Захаров, — если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются на длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, о неблагоприятных условиях окружающей среды».

Какие неблагоприятные условия имеются в виду? В главе, посвященной нарушениям сна, уже говорилось о том, что для здорового роста и развития ребенка-дошкольника родители должны обеспечить ему ощущение безопасности. Ребенок, особенно младенец до 3 лет, получает защиту от своих страхов у матери. Такова природа его формирующейся психики.По разным причинам мать и родители в целом могут не справляться с этой функцией.

  • Самые распространенные причины: мама сама может находиться в эмоциональном кризисе, например, испытывать депрессию. В этом случае ребенок, тонко чувствующий состояние матери, может «заразиться» от нее беспокойством и трансформировать его в какой-то присущий его возрасту страх. В такой ситуации желательно, чтобы в заботу о малыше включился кто-то    из близких, кто мог бы внушить ребенку столь необходимое ему ощущение стабильности, предсказуемости мира и покоя.
  • Иногда ребенок становится свидетелем серьезных семейных конфликтов, что самым болезненным образом отражается на состоянии его души. Оплот его спокойствия и безопасности — родители ссорясь друг с другом, подрывают веру ребенка в надежность его семьи. Если описать чувства ребенка в подобной ситуации, то они сродни переживанию землетрясения. «Как мне жить дальше, если взрослые могут с такой ненавистью и злобой относиться друг к другу? Значит, так же они могут отнестись и ко мне». Родители часто недооценивают то негативное впечатление, которое производят их скандалы на ребенка. Они-то знают, что за скандалом может наступить и примирение. Маленький ребенок этого не знает и не понимает. У него может сложиться ощущение, что злостью и яростью взрослые могут чуть ли не убить друг друга; или ему будет казаться, что он сам не выдержит и умрет от ужаса, который охватывает его при виде наиболее сильных скандалов. Иногда детям в такой ситуации кажется, что ссора произошла из-за них, их плохого поведения и т.п. Ребенок будет стараться сделать все, что в его силах, чтобы избежать повторения этих сцен, не понимая, как мало от него зависит. Это очень серьезная нагрузка на его психику, и возникновение тех или иных страхов в этой ситуации гарантировано.
  • По этим же причинам глубокую психологическую травму ребенку может нанести развод родителей. Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без «защитного скафандра», и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи. Лишение ребенка возможности познавать мир путем проб и ошибок, стремление везде «подстелить ему соломки», чтобы не ушибся (как в прямом, так и в переносном смысле), как раз и способствуют появлению страхов.
  • Больше всего страхов возникает в возрасте 7 лет у детей, воспитывавшихся дома. Особенно у единственных детей. В школе они впервые начинают постигать сложную науку общения с другими детьми и взрослыми, причем в такой ситуации, когда рядом нет привычных опекунов. Им невероятно трудно и невероятно страшно. Они «сходят с ума» от неуверенности в себе, не очень хорошо понимают законы нового мира, в который попали из домашней «оранжереи», и приспособиться к нему стоит им большого труда. Еще больше страхов приобретает ребенок в том случае, если чрезмерная опека сопровождается постоянными словесными угрозами, жестоким обращением и физическими наказаниями.


    Что еще может вызвать у ребенка страх, беспокойство? Какими своими ошибочными действиями родители могут невольно вызвать страхи у детей?

Самыми распространенными источниками детских страхов являются:

  • непосредственные угрозы и запугивание родителями, типа «отдам тебя в детский дом»;
  • разговоры при ребенке о смерти, болезнях, несчастных случаях и убийствах;
  • ну и, конечно, телевидение — мультфильмы и фильмы-»ужастики», и особенно передачи для взрослых, смакующие тему насилия.

 

Как родителям помочь ребенку                                      

Давайте попробуем разобраться в том, что могут сделать родители, чтобы помочь своим детям преодолеть возникшие у них страхи.

Начнем с того, что малопонятные иррациональные страхи у детей обычно не встречают понимания у родителей. Как уже было отмечено вначале, взрослым вообще свойственно относиться к проявлениям страхов у детей с некоторой долей снисходительности. «Смешно бояться таких вещей» или «Ты не должен бояться таких глупостей» — могут услышать от них дети. Правы ли мы, взрослые? Ведь в общем-то нами движет намерение рассеять страх ребенка, помочь ему с ним справиться.

Что чувствует в этот момент ребенок? Что с ним происходит что-то     «неправильное». «Бояться нехорошо», — понимает он. Но поскольку так просто от страха обычно не отделаться, то каждый раз, когда ребенок чувствует страх, он может опасаться признаться в своих переживаниях. Помогает это преодолению страха? Да ничуть! Ведь первая задача родителей, которые хотят помочь ребенку преодолеть свой страх, — это изучить этого «врага», так сказать, в лицо. Причем во всех подробностях.

Иногда родители считают, что, вызывая своего ребенка на разговор о причинах его страхов, они тем самым только усиливают их. Но это не так. Страх безотчетный, неосознаваемый гораздо сильнее, чем страх строго определенный, возникающий лишь в определенной ситуации. Выясняя у ребенка, что его пугает, можно уменьшить «радиус»действия страха «загнать тем самым в рамки». А это тоже уже шаг к победе.

Применение средств арт-терапии даёт хорошие результаты в преодолении детских страхов

 

  Если ребенок уже умеет рисовать, то нужно попросить его нарисовать страшное »как получится». Понятно, что поначалу, предложение родителей может не вызвать у ребенка энтузиазма, тогда стоит предложить ребенку свою помощь: «Давай вместе нарисуем». Поддержка взрослого должна ободрить ребенка. По рекомендации Захарова, применяющего рисуночную терапию страхов на протяжении вот уже нескольких десятков лет, стоит нарисовать два рисунка:
1.Пугающего объекта — например, злой собаки.
2.Сцену победы над пугающим объектом — например, мальчика с палкой рядом с собакой.

Можно начать с более простого задания. Нарисовать условный страшный объект — черное пятно, например. И попросить ребенка порвать бумагу — уничтожить страх. Можно спросить у самого ребенка,что именно он хотел бы сделать с рисунком. Так, рисунок можно сжечь, а пепел развеять по ветру. Выбросить в мусорную корзину? Утопить? Растоптать? Спустить в унитаз? Сжечь? Один мальчик в этой ситуации захотел заморозить свой страх в морозилке.

Надо заметить, что подобной игры может оказаться недостаточно для полной победы над страхом. Но в ней ребенок впервые получает возможность для «преодоления страха», а значит,ощущения своей силы и веры в себя. Это очень важный для него опыт.Который, судя по всему, он захочет еще раз повторить.

Другой способ преодолеть страх — сыграть в игру, в которой, к примеру, мишка сначала боится Бабу Ягу, а потом преодолевает свой страх. И либо приказывает ей «исчезнуть», либо прогоняет ее сам с помощью игрушечного оружия и т.п. «Игровые методы» преодоления страхов хороши как для малышей, так и для подросших детей — старшего школьного возраста. В игре дети получают свой первый жизненный опыт. Идентификация себя с храбрым мишкой, предложение мамы победить Бабу Ягу от «его лица» дают ребенку реальную возможность справиться со своими страхами. И значение таких игр не стоит недооценивать.

Попросите ребенка  слепить свой страх. Когда работа будет завершена, пусть малыш сделает с произведением то, что ему хочется. Пластилиновую фигурку можно смять и слепить что-то   радостное. Эти действия символически помогают ребенку уничтожить свой страх или хотя бы ослабить его действие, почувствовав свою власть над ним.

Прекрасным средством для преодоления детских страхов является метод сказкотерапии. Его принцип примерно тот же, что и в игровой терапии. Надо выбрать какой-то персонаж и в сказочной реальности столкнуть его с той же проблемой, которую переживает ваш ребенок. Важно довольно подробно описать чувства персонажа: его нерешительность, сомнения в победе над страшным врагом, его способ поддерживать свои силы,решимость (будь то дружеская помощь других персонажей или обращение за мудрым советом к волшебнику и т.п.) и в финале подробно описать сцену победы над «чудовищем» или»злодеем». И урок или мораль всей сказки: у нас есть силы победить свой страх, и хоть на это сложно решиться, тебе обязательно помогут в этой схватке «добрые силы».
Если первая попытка разделаться со страхом не удалась, не стоит торопиться отказываться от этого способа или считать его неэффективным. Вполне возможно, что ребенку просто нужно больше времени, чтобы начать «продвигаться вперед». У него свой темп, с которым нужно обязательно считаться, и поощрять его за малейшую попытку перебороть себя. И ни в коем случае не надо его критиковать за отказ выполнить ваши рекомендации. Залог успеха работы над страхами ребенка— его добровольное и заинтересованное сотрудничество. Принуждение ребенка к преодолению страха против его воли вряд ли что-то    даст. Вот почему родителям, не умеющим оценить эмоциональное состояние своего ребенка, лучше доверить работу по преодолению страхов у него профессионалу, детскому психологу или психотерапевту.

Итак, большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер, но они способны усилиться и задержаться надолго при неблагоприятных условиях внешней среды. Такими неблагоприятными факторами могут быть неправильное поведение родителей в отношении детских страхов, ссоры и конфликты в семье, происходящие на глазах ребенка, а также страхи самих родителей, которыми они невольно заражают своих детей.

Так, Захаров в своей книге о детских страхах пишет: «Антитеза страхов — способность действовать свободно, непринужденно и уверенно. Самая лучшая форма профилактики страхов заключается в создании наиболее благоприятных условий для формирования личности,реализации возрастных возможностей и потребностей ребенка. Условия для детства, не омраченного страхами, — это различные кружки и секции, в которых ребенок получает опыт общения с детьми, совместные игры и развлечения, а также совместные развлечения со взрослыми:аттракционы, игры на природе, походы и путешествия. Чем ярче и разнообразнее впечатления ребенка от жизни, чем богаче его опыт, тем более „закаленным“ будет ребенок перед жизнью и ее испытаниями».

***

Итак, подводя итоги, можно сделать выводы:
Типичной ошибкой родителей в отношении страхов у детей является отрицание — «этого не может быть, не важно, что за ерунда?..» Причиной, как обычно, являются «благие намерения» родителей, которые желают показать детям, что их страхи напрасны.

Ошибочными действиями могут быть осуждение, высмеивание ребенка, принуждение его преодолеть страх. Часто это отношение к страхам ребенка характерно для пап, которые хотят видеть в своем сыне»настоящего мужчину».

Последствия этой позиции родителей приводят к тому, что ребенок остается один на один со своими страхами. К этому добавляются переживания собственной ущербности и «неправильности» за свое состояние и свои чувства. В итоге страх загоняется вглубь. Его действие тем самым не ослабевает, а скорее усиливается, но подобраться к нему теперь уже значительно труднее.

Правильные действия:

  • признать страх ребенка, «позволить» ребенку испытывать его;
  • разузнать подробности испытываемого ребенком страха, пусть он расскажет о том, что его пугает в деталях, — это уже способствует преодолению страха, поскольку «сужает границы» пугающего объекта;
  • с помощью различных приемов — игры, рисунка, сказкотерапии— обыграть ситуацию победы над страхом, предоставив при этом инициативу именно ребенку.


Важно не торопить ребенка, пусть на первых порах его победа над страхом будет совсем не очевидна. Ваша вера в него и психологическая поддержка обязательно принесут свои плоды.

Последний совет – самый важный:постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок ощущал вашу защиту, поддержку и любовь. Родители должны дать понять ребенку: что бы ни случилось, они – рядом и всегда придут на помощь. В этом случае детские страхи, если они и возникнут, будут незначительными и легко преодолимыми.

 

 

 

17 Апрель 2012, 5515 просмотров.

*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.

.

 

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока»
690000, г.Владивосток, Океанский проспект, 41
тел. 244-62-27, 244-64-34, ПМПК 244-64-44,
Толстого, 54, тел. 264-85-41