Размер шрифта: A AA Цвет сайта ЦЦЦОбычная версия

 

О центре

- История центра
- Наши Цели
- Наши Задачи
- Расписание
- Публичный доклад
- Наши документы
- Вакансии

- Наша деятельность
- Наши достижения
- Полезная информация
- Полезные ссылки
- Наши опросы
- Контакты

Наши специалисты

- Администрация
- Педагоги – психологи
- Учителя – дефектологи
- Учителя – логопеды
- ПМПК

Рекомендации

- Логопед родителям
- Психолог родителям
- Дефектолог родителям
- В помощь специалисту

 

Фотогалерея

Центр диагностики и консультирования „Коррекция“

Интернет газета Методические разработки Ремонт компьютеров Интернет магазин игрушек

10 способов избежать конфликтов с ребёнком

 


1. Игнорируйте неправильное поведение

ОЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНАЯ ИСТО­РИЯ ПОВЕСТВУЕТ О ДЕВОЧКE, которая, приходя в школу, каждый день билась головой о стену. Естествен­но, на всех в классе, включая учителя, это зрелище дей­ствовало ошеломляюще. Они бросались девочке на по­мощь и пытались успокоить ее всеми возможными спо­собами. Через несколько дней в этой ситуации попроси­ли разобраться психолога. Он посоветовал учителю и од­ноклассникам девочки игнорировать ее, когда она в сле­дующий раз будет биться головой о стену. На другой день, когда девочка пришла в школу и стала, как обыч­но, биться головой, никто не обратил на нее внимания. На следующий день девочку опять проигнорировали. Она стала все реже биться головой о стену, пока, нако­нец, однажды не прекратила так себя вести.

Надо признать, эта история — из ряда вон выходя­щий пример, но он наглядно демонстрирует важный момент: порой родители сами поощряют плохое поведе­ние ребенка тем, что уделяют ему при этом внимание. Внимание может быть и положительным (похвала), и негативным (критика), но иногда полное отсутствие вни­мания может стать решением проблемы плохого пове­дения ребенка. Если вы понимаете, что ваше внимание только раззадоривает ребенка, попробуйте себя сдер­жать. «Техника игнорирования» может быть очень эф­фективной, но выполнять ее следует правильно. Вот не­сколько условий, о которых необходимо помнить:

• Не обращать внимания — значит, абсолютно не обращать внимания. Никак не реагируйте на ребенка — не кричите, не смотрите на него, не раз­говаривайте с ним. (Внимательно следите за ребен­ком, но занимайтесь при этом каким-то делом.)

• Полностью игнорируйте ребенка до тех пор, пока он не перестанет вести себя плохо. Это может длиться и 5, и 25 минут, так что наберитесь терпе­ния.

Остальные члены семьи, находящиеся в одной комнате с вами, также должны игнорировать ре­бенка.

• Как только ребенок перестанет себя неправильно вести, вы должны похвалить его. Например, мож­но сказать: «Я так рада, что ты перестал кри­чать. Мне не нравится, когда ты так кричишь, у меня от этого болят ушки. Теперь, когда ты не кричишь, мне гораздо лучше». «Техника игнори­рования» требует терпения, а главное, не забы­вайте, вы игнорируете не ребенка, а его поведе­ние.

 2. Уходите

У МОЛОДОЙ БЕЗДОМНОЙ МАТЕРИ дочка на удивление хо­рошо себя вела и все время сидела рядом. В чем секрет такого примерного поведения? Женщина ответила, что, когда дочка начинает каприз­ничать и кричать, она просто уходит, садится где-нибудь поодаль и курит. При этом она видит своего ребенка и в случае необходимости всегда может быстро подойти. Уходя, мать не поддается капризам дочери и не позволяет собой манипулировать. Дети любого возраста могут довести родителей до такого состояния, что родители теряют над собой контроль. Например, дети старшего возраста могут устроить в доме на­стоящий разгром, если забывают о том, что «нельзя иг­рать с мячом в гостиной», или о том, что «никаких ве­черинок, когда взрослых нет дома». Если вы чувствуе­те, что теряете контроль над собой, вам нужно время, чтобы прийти в себя. Дайте возможность и себе, и ребенку успоко­иться. Курение — возможный вариант, но не рекомен­дуемый.

 3. Используйте отвлекающий маневр

ЕЩЕ ОДИН СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ ОБОСТРЕНИЯ СИТУАЦИИ — отвлечь внимание ребенка. Дети, особен­но маленькие, легко отвлекаются, для них характерна неустойчивость внимания, и они реагируют на все, что происходит вокруг. Если вам не нравятся намерения ва­шего ребенка, попробуйте завладеть его вниманием. Ма­ленькому ребенку можно сказать: «Ну-ка, посмотри! Что это? Это зеркало! Кто тут у нас корчит рожицы?» или позвать его к себе: «Иди ко мне на колени. Я почитаю тебе сказку».

Прием переключения внимания можно использо­вать и с детьми постарше. Например, драку двух брать­ев можно остановить, предложив им поиграть в игру или посмотреть фильм. Часто дети готовы бросить все свои занятия, лишь бы поучаствовать в делах взрослых. Так что ребенку можно предложить: «Пойдем, поможешь мне на кухне (в гараже, во дворе)».

Если ваше предложение высказано дружелюбно или игриво, ваш ребенок, скорее всего, бросит то, чем он занимался, и будет делать то, что предложили вы.

4. Используйте замену

ЕСЛИ РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ НЕ ТО, ЧТО ТРЕБУЕТСЯ, займите его тем, чем нужно. Детей необходимо учить тому, как, где и когда правильно себя вести. Ребенку недостаточно сказать: «Так делать не следует». Ему надо объяснить, как поступать в таком случае, то есть показать альтернативу. Вот несколько примеров:

Если ребенок рисует карандашом на диване, дай­те ему книжку-раскраску.

Если дочка берет мамину косметику, купите ей дет­скую косметику, которая легко смывается.

Если ребенок бросается камнями, поиграйте с ним в мяч.

Когда ваш ребенок играет с чем-то хрупким или опасным, просто дайте ему взамен другую игрушку. Дети легко увлекаются и во всем находят выход своей творческой и физической энергии.

Ваше умение быстро найти замену нежелательному поведению ребенка может уберечь от многих проблем.

 5. Находите плюсы

НИКТО НЕ ЛЮБИТ, КОГДА ЕГО КРИТИКУЮТ. Критики — это неприятно! Дети, когда их критикуют, чувствуют раздражение и обиду. В результате они гораздо менее охотно идут на контакт. Тем не менее критиковать неправильное поведение ребенка все-таки иногда нужно. Как же при этом избежать конфликта? Мягко! Все мы знаем выражение «подсластить пилюлю». Смягчите свою критику, и ребенок легче воспримет ее. Рекомендуют «подсластить» неприятные слова небольшой похвалой. Например:

• Родитель: «У тебя чудесный голос, но за обедом петь нельзя».

• Родитель: »Ты отлично играешь в футбол, но делать это нужно на поле, а не в классе».

• Родитель: «Хорошо, что ты сказала правду, но в следующий раз, когда соберешься в гости, сначала спроси разрешения».

Случай из жизни. Девочка-подросток, назовем ее Анна. Она один раз пропустила школу, потому что успокаивала свою подругу, которая из-за неприятностей в семье хотела сбежать из дома. Мать Анны сильно ругала девочку. Согласитесь с тем, что пропускать школу нехорошо, но обратите внимание на положительную сторону в поведении Анны — она оказалась верным и заботливым другом. Найти минусы всегда легко. В следующий раз, когда ребенок сделает то, что вам не понравится, попробуйте найти плюсы.

6. Предложите выбор

ВЫ КОГДА-НИБУДЬ ЗАДУМЫВАЛИСЬ О ТОМ, ПОЧЕМУ РЕБЕНОК порой так активно сопротивляется указаниям родителей? Ответ прост: это естественный способ отстаивания своей независимости. Избежать конфликта можно, если предложить ребенку выбор. Вот несколько примеров:

Еда: «Ты на завтрак будешь яичницу или кашу?»

Что ты будешь на ужин, морковь или кукурузу?»

Одежда: «Ты в какой рубашке пойдешь в школу, в голубой или желтой?»

«Ты сама оденешься, или тебе помочь?»

Домашние обязанности: «Ты будешь убираться до или после ужина?»

«Ты вынесешь мусор или помоешь посуду?»

Предоставлять ребенку выбирать самому очень полезно — это заставляет его думать самостоятельно. Возможность принимать решения способствует развитию ощущения собственной значимости и повышению самооценки ребенка. Родители при этом, с одной стороны, удовлетворяют потребность отпрыска в независимости, а с другой— сохраняют контроль над его поведением.

 7. Не забывайте про чувство юмора

ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ С НАМИ НА ТЕРНИСТОМ пути ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ. Мы стали воспринимать все очень серьезно, возможно, даже слишком серьезно. Дети смеются 400 раз в день! А мы, взрослые, — около раз. Давайте посмотрим правде в глаза, ко многому в нашей взрослой жизни мы могли бы подходить с большей долей юмора, и особенно в общении с детьми. Юмор — это прекрасный способ снять напряжение, как физическое, так и умственное, помогающий справляться с самыми сложными ситуациями.

Маленькая девочка, которая начала хныкать и требовательно взывать к исполнению своего желания (ей хотелось идти плавать). Мама девочки среагировала очень быстро, но вместо того, чтобы сказать обычное «Перестань хныкать!», она ответила игриво. Она изобразила гиперболизированную пародию на свою дочь, копируя хныкающий голос, жесты рук и выражение лица. «Мама-а, — запричитала она. — Я хочу плавать, мам ну скорее, пошли!» Девочка моментально поняла юмор. Она выразила бурный восторг от того, что ее мама ведет себя как ребенок. Мама с дочкой вместе посмеялись и вместе расслабились. И в следующий раз, когда девочка обратилась к матери, она уже не хныкала.

Веселая пародия — это только один из многочисленных способов с юмором разрядить напряженную ситуацию. Вот еще несколько идей: используйте свою фантазию и актерские способности. Оживляйте неодушевленные предметы (дар чревовещания при этом совсем не помешает). Используйте книгу, чашку, ботинок, носок — в общем, все, что есть под рукой, для того чтобы добиться своего. Ребенок, который отказывается складывать свои игрушки, скорее всего, передумает, если его любимая игрушка заплачет и попросит: «Уже поздно я так устала. Я хочу домой. Помоги мне!» Или, если ребенок не хочет чистить зубы, зубная щетка поможет уговорить его.

Совет: Если вы чувствуете, что ваш трюк уже не действует, попробуйте различные вариации на ту же тему. Например, в этом случае можно устроить соревнование — кто может дольше чистить зубы.

Другой вариант — сказать что-нибудь смешное и нелепое. Например, если вы хотите побудить ребенка убрать в комнате, можете сказать: «Как тут плохо пахнет, кажется, тут где-то зарыты кости динозавра!» Или: «Если мы тут быстренько не уберемся, к нам приедут охотники за пылью и закроют нас на карантин!» Хороший вариант — оставить забавную записку, например (подростку): «Не забудь, мы ждем тебя дома в 22.00. Подпись — Поисковая Пижамная Служба».

Hе бойтесь выглядеть глупо, будьте непредсказуемы. Скорчите рожицу или скажите что-нибудь необычным голосом. Спойте очень громко или фальшиво. Поменяйте слова в известной песенке. Например, переделанная песенка «От улыбки хмурый день светлей» из мультфильма «Крошка енот» могла бы звучать так:

Собирайся в школу поскорей,

Выбирайся из постели, лежебока.

Провожу тебя я до дверей,

Чтоб не опоздал ты на уроки.

Еще один пример, песенка Винни-Пуха в новом звучании:

Учебники, тетрадки и карандаши

Давно уж заждались тебя, спеши, спеши!

Не пойму я, чем ты занят,

Хорошо хоть не экзамен,

А может, все-таки экзамен?

Ну, узнаешь это в школе.

Да!

Как только вы чувствуете, что ситуация накаляется, сделайте что-нибудь совершенно неожиданное. Позвольте ребенку за ужином съесть то, что он обычно ест на завтрак, или лечь спать в одежде, или не ложится допоздна. Не бойтесь во избежание конфликта изредка отступать от заведенных правил. Ребенок все равно чувствует, кто в доме хозяин.

Предупреждение: использовать юмор тоже следует осторожно. Не допускайте сарказма или злых шуток. Если у ребенка существуют определенные комплексы, например он переживает из-за пластинки на зубах, прыщей или больших ушей, избегайте шуток на эти темы.

Юмор в воспитательных целях — это притворство и преувеличение. Он глупый и непредсказуемый, нелепый и неожиданный. Кроме того, это дешевое и всегда доступное средство воспитания. И главное, юмор учит нас тому, что совсем не обязательно всегда все делать правильно (неправильно завязанные шнурки — это тоже может быть забавно). Юмор помогает нам расслабиться на время забыть о своих комплексах и снова почувствовать себя ребенком.

 8. Учите на личном примере

ДЕТИ ЧАСТО ВЕДУТ СЕБЯ, С НАШЕЙ ТОЧКи ЗРЕНИЯ, НЕПРАВИЛЬНО; значит, нужно, чтобы взрослый показал им, как вести себя правильно. За вами, родителем, ребенок повторяет больше, чем за кем бы то ни было. Поэтому личный пример — это самый лучший и простой способ научить ребенка как себя вести. В этом случае обучение происходит путем наблюдения, иными словами, ребенок смотрит за вами и имитирует ваше поведение.

Таким образом вы многому можете научить своего ребенка. Вот несколько примеров:

Маленький ребенок:

Устанавливать зрительный контакт.

Сопереживать.

Выражать любовь и привязанность.

• Дошкольный возраст:

Сидеть спокойно.

Делиться с другими.

Решать конфликт мирным путем.

•  Школьный возраст:

Правильно разговаривать по телефону.

Заботиться о животных и не обижать их.

Тратить деньги с умом.

•  Подростковый возраст:

Разговаривать спокойно, не повышая голоса.

Слушать, не перебивая.

Говорить «нет» алкоголю и наркотикам.

Если вы сейчас внимательно отнесетесь к тому, какой пример показываете своему ребенку, это поможет избежать многих конфликтов в будущем. И в последствии вы сможете гордиться тем, что ребенок научился от вас чему – то хорошему.

9. Все по порядку

НИ ОДИН РОДИТЕЛЬ НЕ ХОЧЕТ ПРЕВРАЩАТЬ СВОЙ ДОМ В ПОЛЕ БОЯ, но и такое случается. Один подросток, рассказал о том, что •rt. постоянно его критикует за то, как он ест, спит, причесывается, одевается, убирается в комнате, с кем общается, как учится и как проводит свободное время. На все возможные претензии мальчик выработал одну реакцию — игнорировать их. Когда состоялся разговор с матерью, то выяснилось, что единственным ее желанием было, чтобы сын нашел себе работу. К сожалению, это неодобрительные замечания матери слились в общий не прекращающийся поток критики. Он начал злиться на нее, и в результате их отношения стали похожи на военные действия.

Если вы хотите многое изменить в поведении ребенка, как следует обдумайте все сои замечания. Спросите себя, какие из них наиболее значимы и с чем необходимо бороться в первую очередь. Все, что кажется незначительным, выкиньте из списка.

Сначала расставьте приоритеты, а затем начинайте действовать.

10. Устанавливайте соответствующие возрасту ограничения

ПРИМЕРНО С ПЯТИ МЕСЯЦЕВ, если все идет как положено, ребенок начинает свою борьбу за независимость. Конечная цель этой борьбы — стать полноценно независимой личностью, способной мыслить и действовать самостоятельно. Устанавливая соответствующие возрасту ограничения для вашего ребенка, вы тем самым признаете его право на независимость. Правила поведения и ограничения должны меняться в зависимости от возраста, способностей, потребностей и уровня ответственности ребенка так, чтобы он смог это право реализовать.

Некоторые родители относятся ко всем своим детям одинаково, независимо от возраста и индивидуальных потребностей и этим совершают большую ошибку. Шестнадцатилетняя девушка хотела установить замок на дверь своей спальни – абсолютно нормальное для подростка желание. Отец девушки был категорически против, считая, что если он разрешит ей установить замок, ему придется поставить замки на двери других детей (5 лет и старше), и его не привлекала перспектива жить в «тюрьме».

В данном случае отец, к сожалению, не понимал, что уровень ответственности его пятилетнего ребенка и шестнадцатилетней дочери несопоставимы. А ведь простой недорогой замок мог удовлетворить потребность девушки в личном пространстве и уединенности.

Несомненно, заведенный в вашей семье порядок должен быть прочным, но не забывайте о гибкости. Это не означает, что ребенку можно позволять нарушать установленные правила, но вы должны быть готовы изменять их по мере его взросления.

Обычно такие изменения представляют собой увеличение ответственности и свободы – не только свободы ходить куда – то и делать что – то, но и свободы самостоятельно принимать решения. Постепенно раздвигая рамки, вы сможете удовлетворять потребности ребенка в независимости, и, таким образом, у него не будет необходимости бороться за свою свободу.

Описание поведения, характерного для детей разных возрастов, поможет вам лучше понять своего ребенка.

Дети младше 2 лет

МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ ИЗУЧАЮТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР С ПОМОЩЬЮ ЧУВСТВ – вкуса, осязания, обоняния, зрения и слуха. Например, годовалый ребенок роняет чашку на пол, так он познает явление перманентности предметов (предмет продолжает существовать после того, как он пропал из поля зрения). Свои чувства и ощущения маленькие дети выражают с помощью лепета, воркования и плача. И смиритесь с тем шумом беспорядком, которые они создают, сейчас не время вводить многочисленные правила. Дети начинают запоминать правила в возрасте примерно 15 месяцев и делал это медленно (в лучшем случае, по одному правилу за раз). Отношение к маленьким детям должно быть последовательным и предсказуемым. Они нуждаются в заботе, любви и чувстве безопасности.

Дети 2—5 лет

ДОШКОЛЯТА ОЧЕНЬ АКТИВНЫ. Они берутся за все новое со свойственными им энергией, любопытством и смелостью. Поощрять независимость детей дошкольного возраста можно и нужно, предоставляя им возможность исследовать окружающий мир. Однако в целях безопасности определенные рамки все же необходимы. Дети дошкольного возраста не умеют разграничивать вымысел и реальность, для них мечты и ночные кошмары как и воображаемые друзья, реальны. Игра занимает центральное место в их жизни. Они играют определенные роли (например, «доктор и пациент», «мама и дочка»), выражая в игре свои желания и страхи. В процесс игры они также учатся общению и взаимодействию с другими людьми. Некоторая степень агрессивности нормальна для этого возраста (например, дети часто дерутся из-за игрушек), но родители уже на этом этапе должны приучать ребенка разрешать конфликты мирным путем. Дошкольный возраст — это период, когда дети учатся общаться с другими людьми, сначала в процессе игры, затем в реальном мире.

Дети 6—12 лет

ШКОЛЬНИКИ ТРУДОЛЮБИВЫ. Они старательно развивают свои навыки, и не только в школе — катаясь на велосипеде, решая задачи по математике или строя крепость. Им нужно чувствовать уверенность в своих силах. По сравнению с дошколятами школьники более ответственны и менее зависимы от родителей, они чаще могут принимать решения самостоятельно. Помощь родителей на этом этапе — это поддержка и поощрение в учебном процессе, а также обеспечение возможности разностороннего развития: посещения секций, кружков и спортивных занятий. И главное для родителей — быть реалистичными в своих ожиданиях и требованиях. Например, вы можете ожидать, что ребенок сделает что-то как можно лучше, но не должны требовать, чтобы он был лучшим. В школьном возрасте достижения ребенка являются основой формирования здоровой самооценки. Дети начинают чувствовать большую силу и уверенность в себе, что поможет им добиваться новых целей в будущем.

Подростки 13—19 лет

ПЕРЕД ПОДРОСТКАМИ СТОИТ СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА развивать самостоятельную и независимую личность. Им необходимо понять, кто они, чего они хотят добиться и как им это сделать. Это довольно трудно, и без помощи родителей и друзей тут не обойтись. С друзьями подросток учится общению, делится своими проблемами, обсуждает новые идеи и утверждается как личность. Родители могут дать подростку открытое общение (и, что особенно важно, возможность быть выслушанным), любовь, понимание и систему ценностей. Например, родители должны показать ребенку свое негативное отношение к воровству, обману, наркотикам и злоупотреблению алкоголем. Подросткам необходим высокий уровень свободы, чтобы ощутить процесс взросления, но не менее им нужна и дисциплина. Родители должны установить разумные правила в отношении домашних обязанностей подростка и позволительного времени возвращения домой. Так же, как и детям дру­гого возраста, подростку нужны любовь и ограничения (хотя и в меньшей степени), благодаря которым он сможет вырасти уверенным в себе, ответственным и незави­симым человеком.

13 Март 2011, 4170 просмотров.

*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.

.

 

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока»
690000, г.Владивосток, Океанский проспект, 41
тел. 244-62-27, 244-64-34, ПМПК 244-64-44,
Толстого, 54, тел. 264-85-41