Размер шрифта: A AA Цвет сайта ЦЦЦОбычная версия

 

О центре

- История центра
- Наши Цели
- Наши Задачи
- Расписание
- Публичный доклад
- Наши документы
- Вакансии

- Наша деятельность
- Наши достижения
- Полезная информация
- Полезные ссылки
- Наши опросы
- Контакты

Наши специалисты

- Администрация
- Педагоги – психологи
- Учителя – дефектологи
- Учителя – логопеды
- ПМПК

Рекомендации

- Логопед родителям
- Психолог родителям
- Дефектолог родителям
- В помощь специалисту

 

Фотогалерея

Центр диагностики и консультирования „Коррекция“

Интернет газета Методические разработки Ремонт компьютеров Интернет магазин игрушек

Cпособы показать ребенку, какие будут последствия


1. Установите ограничения

ВАШ ДОМ — ЭТО МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО МИРА, в который готовится вступить ребенок, общество в мини­атюре. Вводя определенные ограничения дома, вы при­учаете свое чадо к существованию правил, законов и зап­ретов. Если ребенок с малого возраста научится соблю­дать и уважать правила, ему удастся избежать многих проблем в будущем. Правила должны быть сформулиро­ваны коротко и ясно, чтобы их было легко понять и за­помнить. Ребенок должен знать границы, за которые пе­реходить нельзя, и понимать, что выход за рамки приве­дет, как и в реальном мире, к негативным последствиям. Негативное последствие или наказание — это любое дей­ствие, вызванное неправильным поведением ребенка и выражающее ваше отрицательное отношение к такому поведению. Это может быть и игнорирование, и запрет, и лишение привилегии.

Однако не следует забывать и о позитивных послед­ствиях, то есть о действиях или награде, поощряющих правильное поведение ребенка (например, похвала, ма­териальная награда или время, проведенное с родителем).

Устанавливая четкие рамки, вы приучаете ребен­ка самого следить за своим поведением.

 2. Последствия должны быть немедленными

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ТРУДНО ПРЕДСКА­ЗАТЬ и еще труднее контролировать, особенно когда дело касается детей. Но все же существуют некоторые приемы, которые помогают нам справиться с этой нелег­кой задачей. В частности, мы знаем, что наиболее эффек­тивна немедленная реакция родителя. Например, за хо­рошее поведение лучше сразу же похвалить ребенка. Скажите: «Молодец, ты хорошо сделал домаш­нее задание» или «Я горжусь тобой, потому что ты ска­пал правду». Так вы поощряете ребенка и дальше вести себя хорошо. Также и наказание, например временная изоляция, должно по возможности приме­няться сразу же после проступка ребенка. Не ищите предлогов отложить наказание. Если оно справедливо, значит, вы все делаете правильно.

Немедленное наказание или похвала — это лучший способ поощрить правильное поведение и отучить от не­правильного.

 3. Идите до конца

 КАКОЙ БЫ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ВЫ НИ ВЫБРАЛИ, вы должны идти до конца. Хвалите вы ребенка или наказываете, никогда не отступайте от своих слов — делайте то, что пообещали сделать. Когда ребенок млад­ше 2 лет плохо себя ведет, вы можете использовать при­ем игнорирования. При этом убедитесь, что все острые и опасные предметы находятся в недоступных для малыша местах.

Порой сдерживать данные обещания довольно сложно — это настоящий тест на выносливость. Одна из моих пациенток, мать десятилетнего мальчика, никак не могла справиться с непослушанием сына. Например, однажды он разбил тарелку со спагетти об стену. В ответ па это мать отослала ребенка в свою комнату и велела, чтобы он, после того как успокоится, убрал за собой всю грязь. Мальчик просидел у себя в комнате всю ночь.

Мама не выдержала и сама убрала остатки спагетти. В результате мальчик уяснил для себя две вещи: во-пер­вых, — он может манипулировать своей матерью и, во-вторых, оставаться при этом безнаказанным. Ни в коем случае не позволяйте ребенку уходить от ответственнос­ти за свои поступки. В реальном мире такой возможнос­ти у него не будет. Приучайте детей уважать ваши слова и решения, всегда выполняя обещанное.

4. Будьте последовательны

В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖ­НА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. Дети понимают, что та­кое хорошо и что такое плохо, по реакции родителей. Когда ребенок ведет себя правильно, обязательно похва­лите его. И наоборот, за плохое поведение он должен быть наказан.

Ребенок будет продолжать испытывать ваше терпе­ние и искать границы дозволенного до тех пор, пока вы не начнете четко и последовательно реагировать на его по­ведение. Контролировать его поведение вы сможете толь­ко в том случае, если будете обращать внимание и на хо­рошее, и на плохое, поощрять правильное и наказывать за неправильное. И то и другое одинаково важно.

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

5. Хвалите сразу

ПОЛУЧАЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА СВОИ УСИ­ЛИЯ, ребенок с большей охотой и в следующий раз ве­дет себя хорошо. А лучшая награда — это награда, которая следует немедленно за хорошим поступком. Что это может быть? У вас большой выбор.

Чаще всего в качестве поощрения используются конфеты или что-нибудь вкусненькое, словесная похва­ла, объятия и поцелуи и даже деньги. Советуем вам ва­рьировать методы поощрения. Например, если родитель всегда ограничивается «съедобным» вознаграждением, у ребенка может развиться «культ еды», что со време­нем может привести к серьезным проблемам со здоровь­ем. Не стоит злоупотреблять и материальным вознаграж­дением: чем чаще вы прибегаете к такому варианту по­ощрения, тем менее эффективным и более дорогим он становится.

Ваша похвала вот лучшая награда для ребен­ка. Словесная похвала настолько важна, что про нее не стоит забывать, какой бы способ поощрения вы ни выб­рали. С ее помощью ребенку становится понятно, за что именно он вознагражден.

Например, вы можете сказать: «Мне понравилось, как ты сложил свои учебники, когда пришел из школы». Обратите внимание на то, что таким образом вы одобря­ете именно поведение ребенка. Советуем избегать фраз типа «Ты хороший мальчик (девочка)». Ребенок не пло­хой и не хороший — лишь его поведение может быть плохим или хорошим.

Как уже говорилось во введении, правильное вос­питание учит правильному поведению и отучает от не­правильного. В свою очередь правильное поведение ре­бенка напрямую зависит от вашей похвалы. Так что хвалите ребенка по возможности сразу же, и очень ско­ро вы заметите результат.

6. Найдите время поиграть с ребенком

ИГРА — САМОЕ ПОДХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИУЧАТЬ РЕБЕНКА К ХОРОШЕМУ: только вы и ребенок, один на один. Здесь ваши возмож­ности безграничны. Игра в прятки, куличики в песоч­нице, платья для кукол или разучивание новой песен­ки — вариантов для развлечения маленьких детей вели­кое множество. С детьми постарше можно устроить пикник, покататься на лошадях, зайти в зоомагазин по­смотреть на щенков, построить снеговика, сыграть в на­стольную игру (например, «Монополию»), разгадать кроссворд или вместе отправиться за покупками.

Игра родителей с детьми имеет огромное значение по многим причинам. Во-первых, это отличная возмож­ность уделить ребенку внимание, в котором он так нуж­дается (особенно в маленьком возрасте). Зачастую дети плохо себя ведут (и потом получают за это наказание) с целью привлечь к себе внимание.

Во-вторых, игры — это хороший способ поддержа­ния здоровья ребенка. Например, если вы хотите, чтобы ребенок больше времени проводил на открытом возду­хе, поиграйте с ним на улице в мяч.

И самое главное, игры с родителями способствуют повышению самооценки детей, а здоровая самооцен­ка — это залог будущего счастья ребенка, его успе­ха в школе и в жизни.

Итак, не жалейте времени — регулярно играйте с детьми и во время игры не забывайте следующее:

Ваши совместные игры должны соответствовать возрасту и физическим возможностям ребенка.

Выбирайте такие игры, которые позволили бы ре­бенку проявить свои возможности, таланты и уни­кальность.

• Постарайтесь не критиковать и не ругать ребенка во время игры — это время для поощрений и по­хвал.

Играя с ребенком, вы напоминаете ему: «Я люб­лю тебя. Ты много значишь для меня». Вы помогаете ребенку достичь гармонии с самим собой, а значит стать лучше.

7.Пообещайте награду

ЕЩЕ ОДИН СПОСОБ ПООЩРЕНИЯ — обещание награды (лучший метод поощрения — немедленная на­града, но обещание награды может также быть эффек­тивным). При этом размер вознаграждения может быть абсолютно любым. Я знала девушку, которой родители пообещали большую сумму денег, если она до 21 года не будет притрагиваться к алкоголю и наркотикам. Естественно, многие родители не могут себе позволить боль­шие денежные вознаграждения, но и маленькая денеж­ная сумма может стать хорошим стимулом. Например, карманные деньги, выдаваемые раз в неделю, — действенный способ заставить подростка выполнять свои домашние обязанности.

В качестве награды не обязательно должны высту­пать деньги, эго может быть любая ценная для ребенка вещь. Можно пообещать провести вместе вечер, играя в любимую игру, или, к примеру, пойти в парк, на пляж, в кино. Когда у ребенка есть любимые дедушка с бабуш­кой, наградой может стать и поход к ним в гости. Новая игрушка, книжка, вкусный десерт, дополнительное вре­мя на игры или просмотр телевизора — возможных ва­риантов не перечесть.

Используйте все доступные вам «позитивные» спо­собы формирования правильного поведения ребенка. Вместо того чтобы позволять ребенку делать что угодно, когда и где угодно, приучайте его к ответственности и самообладанию. Пусть ребенок научится заслуживать награду хорошим поведением. Достойная награда станет стимулом к достойному поведению.

 

8.Используйте систему баллов

 СИСТЕМА БАЛЛОВ — ЭТО ПРОСТОЙ И ИНТЕ­РЕСНЫЙ СПОСОБ помочь ребенку контролировать свое поведение. Его наверняка заинтересует таблица, кото­рую вы нарисуете, и, кроме того, он будет ожидать воз­награждения за свое хорошее поведение. А вы будете сле­дить за тем, как поведение вашего отпрыска улучшает­ся день ото дня. Составляя таблицу, постарайтесь не ак­центировать внимание на том, что делать нельзя (напри­мер, нельзя бить братика), сосредоточьтесь на том, что делать можно и нужно (например, спокойно играть с братиком). Предлагаем четыре этапа создания системы баллов.

Шаг первый: составьте таблицу оценки поведения.

Выберите 2-3 проявления плохого поведения ре­бенка, доставляющих наибольшие неприятности. (В таб­лицу можно вписать сколько угодно вариантов поведе­ния, но я предлагаю ограничиться тремя, чтобы коли­чество требований не стало непосильным для ребенка.) Например, вы хотите, чтобы ребенок убирался в своей комнате, не дразнил младшего брата или сестру, а так­же выполнял домашние задания вовремя. На большом листе бумаги начертите таблицу. Слева в столбик запишите выбранные варианты поведения и в верхней строч­ке таблицы укажите названия дней недели (см. рис. А).

Система баллов

Рис. А

Травильное поведение

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Итого

Убирается в комнате

 

 

 

 

 

 

 

 

Спокойно играет с братиком

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняет домашние задания вовремя*

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее число баллов (заработанных за неделю) =

Рис. Б

Правильное поведение

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Итого

Убирается в комнате

 

X

 

X

X

X

X

5

Спокойно играет с братиком

X

 

X

X

X

 

X

5

Выполняет домашние задания вовремя*

X

X

 

X

X

 

 

8

Общее число баллов (заработанных за неделю) = 18

* Каждый крестик в этой строке равен 2 баллам.

Шаг второй: выберите «валюту» для «хранения» бал­лов.

Для этих целей подойдет что-нибудь маленькой, легкое и долговечное, к примеру игральные фишки, карточки или бумажные деньги. В конце каждого дня вы будете выдавать ребенку заработанные хорошим поведением фишки.

Шаг третий: назначьте «цену» хорошему поведению.

В нашем примере мы договорились, что за убор­ку в комнате и спокойную игру с братом ребенок по­лучит балл, а сделанные вовремя уроки принесут ему 2 балла.

Шаг четвертый: придумайте награду.

Совместно с ребенком решите, какая достойная награда будет ждать его за приложенные усилия. Если бы вы жили на юге Калифорнии, за 50 баллов вы могли бы пообещать ребенку поездку в Диснейленд. Другие варианты: что-нибудь вкусненькое на ужин, новая игрушки, новая одежда или вечеринка с друзьями.

Итак, теперь вы готовы запустить систему баллон. Поговорите с ребенком и назначьте дату и время начали ее действия (скажем, 8 часов утра в понедельник). Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и в конце каждого дня выдавайте заработанные баллы. Не забывайте записывать результаты в таблицу: поставьте крес­тик в соответствующей клеточке (см. рис. Б). Подсчитывайте и указывайте общее количество полученных баллов.

Такая таблица поможет вам отслеживать успехи ребенка, а когда вы ее заполните полностью, нарисуйте новую. (Предупреждение: дайте ребенку как минимум неделю, чтобы привыкнуть к системе баллов, не рассчитывайте на немедленный результат.)

По мере того как поведение ребенка будет исправляться, вы можете заменять некоторые пункты списка новыми. Если у вас есть другие дети, также включите их в таблицу. Тем временем старайтесь постепенно отучать ребенка от вознаграждений, просто назначайте меньше баллов либо выдавайте их не каждый день, а раз в неделю. В конечном итоге вы сможете полностью прекратить «начислять» баллы.

Основное преимущество системы баллов заключается в позитивном подходе к воспитанию. Вам не нужно ругать или наказывать ребенка за непослушание – он просто недополучит несколько баллов. А в следующий раз он будет больше стараться.

 

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

9. Научитесь использовать прием «удерживания» ребенка

ПРИЕМ «УДЕРЖИВАНИЯ» РЕБЕНКА подразумевает физическое ограничение движения ребенка. При этом ни в коем случае нельзя причинять ребенку боль. Руками обхватите ребенка, не давая ему возможность, двигаться. Следит за тем, чтобы ребенок мог свободно дышать. Вы можете стоять в обнимку с ребенком либо осадить его на стул и держать его там.

Прием «удерживания» обычно применяется в тех случаях, когда маленького ребенка нужно уберечь от опасности, например когда малыш хочет подойти к бездомной собаке или направляется в сторону дороги. В таких ситуациях, если словесное предупреждение не подействует, последствия могут быть страшными: ребенка может покусать собака или сбить машина. Прием «удерживания» позволяет быстро предотвратить опас­ную ситуацию.

Применяется он и в менее драматичных, но потен­циально опасных ситуациях. Представьте, что малень­кий ребенок носится по дому, мама просит его прекра­тить бегать, но ребенок ее просьбу игнорирует. Малыш может случайно упасть и ушибиться или пораниться. Если у мамы не получается заставить его остановиться с помощью слов, она может использовать прием «удержи­вания» и держать ребенка до тех пор, пока он не согла­сится вести себя хорошо. Когда мама его отпустит, он мо­жет снова начать бегать. (Это вполне естественно для ребенка — он проверяет вашу силу, так что будьте гото­вы снова удержать его.)

И главное, вы должны все время контролировать себя и сохранять спокойствие. Это поможет успокоить­ся и ребенку. И, естественно, ваше самообладание необ­ходимо, чтобы «удерживание» с целью защиты не пере­росло в физическое наказание.

10. Используйте временную изоляцию

ВРЕМЕННАЯ ИЗОЛЯЦИЯ — ЭТО ДОВОЛЬНО ДЕЙСТВЕННАЯ ФОРМА НАКАЗАНИЯ, если правиль­но ею пользоваться. Для нас, взрослых, самоконтроль — это нечто само собой разумеющееся, для ребенка это важная и сложнодостижимая цель. Используя прием временной изоляции, вы удаляете ребенка с «места пре­ступления» и отправляете его в какой-то изолированный уголок.

Идеальным местом для временной изоляции может быть угол либо маленькая комнатка, где нет телевизора, игрушек или других детей, то есть место, где ребе­нок не может себя ничем развлечь. (На период времен­ной изоляции можно посадить ребенка на стул.) Неко­торые родители за непослушание отсылают ребенка в его комнату. Не рекомендуем этого делать по двум причи­нам. Во-первых, в детской комнате обычно много воз­можностей для развлечений, так-то ребенку будет труд­но успокоиться и подумать о своем плохом поведении. Во-вторых, детская комната (в идеале) должна быть не­прикосновенным убежищем ребенка, местом, где он мо­жет отдыхать и развлекаться. И это место не должно ас­социироваться у него с наказанием.

Кроме того, никогда не используйте для временной изоляции шкаф или другое темное место, которое вызывает у ребенка страх. В таком месте он будет сосре­доточен на своих переживаниях, вместо того чтобы по­думать о своем плохом поведении. Такое наказание слишком жестоко и может вызвать психологическую травму у ребенка.

Важно также подумать о том, на какой период изо­лировать непоседу. Можно пользоваться следующим правилом: время изоляции в минутах равно возрасту ре­бенка. То есть:

Пять лет = пять минут

Шесть лет = шесть минут

Десять лет = десять минут

Обратите внимание: нельзя пользоваться приемом временной изоляции с детьми младше 2 лет.

Прием временной изоляции особенно пригодится в тех случаях, когда ребенок своим поведением может навредить чему-то или кому-то . Проиллюстрируем это на примере. Представьте, что шестилетний мальчик дразнит другого ребенка, допустим, младшего брата.

Мама просит мальчика оставить брата в покое, тот не об­ращает на нее внимания. Тогда мама спокойно говорит мальчику, что он будет наказан, и ведет его в угол или другую комнату. Ребенок может сопротивляться, так что родитель должен быть готов в случае необходимости си­лой (но не причиняя вреда) отвести его, невзирая на кри­ки и попытки вырваться. Мама должна объяснить сыну, что он будет стоять в углу недолго, и за это время он дол­жен успокоиться и подумать над своим поведением. (Можно даже поставить будильник, чтобы ребенок мог следить за временем.) После того как временная изоля­ция закончится, ребенок возвращается наместо, но маме нужно быть готовой к тому, чтобы снова (и, может быть, не один раз) отправить сына в угол, если он опять будет плохо себя вести.

Прием временной изоляции можно использовать и вне дома. Если ребенок плохо себя ведет в магази­не или ресторане, спокойно скажите ему, что он будет наказан, и отведите его в машину (ребенка младше 5 лет можно отнести на руках).

Оставайтесь в машине вместе с ребенком. Спокой­но сидите в машине необходимое для изоляции время, ребенок при этом может читать, тихо играть или просто отдыхать.

Совет: если ребенок особенно сильно сопротивля­ется тому, чтобы его ставили в угол, используйте прием игнорирования и отправьте ребенка спать на полчаса раньше. Перед сном объясните ему, что из-за того, что он отказался стоять в углу днем, ему придется лечь спать раньше.

Цель данного приема — научить ребенка контро­лировать себя. И не забывайте показывать ему в этом хо­роший пример. Выполняя прием временной изоляции, держите себя в руках.

 11. Заберите у ребенка то, что он не может правильно использовать

УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ ИЗВЕСТНЫ СВОЕЙ ПРИ­ВЫЧКОЙ ОТБИРАТЬ у детей какие-то вещи за плохое поведение в классе. Они забирают у школьников жвач­ку и конфеты, блокноты и записки, комиксы и журна­лы, так как эти предметы отвлекают детей и мешают работе. Когда ваш ребенок балуется какой-нибудь ве­щью, попробуйте забрать ее. У ребенка младше 2 лет вы можете забрать какой-то предмет, потому что он еще не умеет им правильно пользоваться. (В данном случае это не наказание, а просто способ избежать порчи вещи и нанесения вреда ребенку.) У ребенка в возрасте от 2 до 5 лет заберите вещь на один день, от 6 до 12 лет — на 2 дня, у подростка — на неделю. Четко объясните ребен­ку, почему и на какое время вы забираете этот предмет.

Никогда в качестве наказания не лишайте ребен­ка предметов первой необходимости. (То есть еды, одеж­ды и крыши над головой.) Забирать у детей какие-то предметы можно в различных ситуациях. Вот несколь­ко примеров:

Заберите у ребенка игрушку, если он бьет ею дру­гих детей.

Заберите у ребенка видеоигру, если он играет всю ночь.

Заберите у ребенка животное (и отдайте его на это время на попечение взрослому), если ребенок не ухаживает за ним как следует.

Заберите у ребенка скейтборд, велосипед, ролики и т. п., если он катается в недозволенных местах.

Все это вы, как и учитель в школе, конечно же, вернете, с условием, что плохое поведение не повторит­ся. А если повторится, будьте готовы снова лишить ре­бенка любимой вещи и делать это столько раз, сколько потребуется, чтобы ваш отпрыск перестал неправильно себя вести.

 12. Позвольте ребенку возместить ущерб

 ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА В ДАННОМ СЛУЧАЕ; ПОДРАЗУМЕВАЕТ ЗАМЕНУ ИЛИ РЕМОНТ того, что было сломано или потеряно. Так, когда мальчик попал мячом в окно, его отец сказал ему: «Придется вам, мо­лодой человек, заплатить за разбитое окно из своих кар­манных денег».

Возместить ущерб и загладить свою вину ребенок может различными способами: деньгами (как в примере с мячом), заменой потерянного предмета, делами (вы­полнением дополнительных обязанностей по дому), и словами (извинившись).

Родитель может попросить ребенка извиниться пе­ред теми, кого он обидел. Одна моя знакомая привела мне чудесный пример применения этого приема на практике ее матерью. Когда мать слышала, что дочка обзывает бра­та, она заставляла ее в качестве наказания сказать ему пять хороших вещей. (Правило распространялось и на брата тоже.) Например, она могла сказать «У тебя красивые во­лосы», «Ты хорошо танцуешь» или «Ты очень умный».

Прием возмещения воспитывает в детях умение нести ответственность за свое поведение. Они учатся исправлять свои ошибки и искупать вину.

 13.Лишите ребенка привилегии

«ОТСТРАНЕНИЕ» любимый в наше время вид на­казания детей. Отстраняя ребенка от какого-то занятия, мы лишаете его привилегии — возможности принимать участие в пикнике или играть в видеоигры, разговаривать по телефону или смотреть телевизор, кататься на роликах или скейтборде, велосипеде или семейной ма­шине (если у ребенка уже есть права). Лишать такой воз­можности следует на разумный период времени. Я рекомендую ограничиться одним днем с детьми от 2 до 5 лет, двумя днями для детей от 6 до 12 лет и неделей для подростков. Потрудитесь объяснить ребенку, за что и на какое время он лишается той или иной возможности. Объясните, почему его поведение было неправильным. Не обобщайте — приведите конкретную причину.

В качестве наказания никогда не лишайте ребен­ка еды. (Каждый ребенок имеет право на еду.) Следует с осторожностью относиться к ли­шению детей карманных денег, ведь дети чаще всего от­рабатывают эти деньги (выполняя домашние обязанно­сти). Карманные деньги служат своего рода вознаграждением за старания, и, если ребенок старается, он дол­жен получать свои карманные деньги — такова догово­ренность между родителями и ребенком. Вмешивать сюда наказания за другие проступки, не стоит.

Что касается упомянутых выше возможностей — договоренности тут никакой нет, ребенок получает их без особых усилий. Так что вы можете в любой момент лишить его этих возможностей. Поэкспериментируйте постарайтесь понять, что наиболее эффективно подействует на вашего ребенка.

Совет: Если ребенок продолжает плохо себя вести, попробуйте лишить его какой-то другой возможности. Здесь опять-таки важно идти до конца, так что будьте готовы при необходимости убрать телевизор из комнаты или спрятать на время скейтборд или видеоприставку.  

 

14. Используйте естественные последствия

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ — это то, что естественным образом последует за неправильным поведением ребенка. К примеру, ребенок, отказывающийся ужинать, останется голодным, или у ребенка, который съест слишком много конфет, заболит живот. Просмотр вечером фильмов ужасов по телевизору может вызвать кошмары, а отказ надеть теплый свитер — привести к простуде. Если оставить на всю ночь на улице велоси­пед, то либо он заржавеет, либо его украдут.

Каким естественным последствием обернется раз­битая игрушка? Ребенок больше не сможет играть с ней. В этом случае вы можете сказать: «А-а, как жалко, что ты разбил игрушку. Тебе ведь так нравилось с ней иг­рать. Я уверена, в следующий раз ты будешь аккурат­нее».

Сила естественных последствий обычно настолько велика, что родителям не нужно дополнительно ру­гать или наказывать ребенка. Все что нужно — это най­ти такое естественное последствие и использовать его. Это очень простой способ научить ребенка быть ответ­ственным и думать, прежде чем что-то сделать.

15. Используйте прием справедливого наказания

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ НАКАЗАТЬ РЕБЕНКА ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ, ДАЙТЕ ЕМУ возможность самому выбрать наказание. Детям такой подход нравится, а родители могут быть уверены, что ребенок готов сознательно нести ответственность за свой проступок. Вы просто даете ему время подумать о своих действиях и назначить себе наказание. Вы, естественно, не долж­ны допустить того, чтобы кара была чрезмерной (ма­ленькие дети бывают склонны к излишней строгости к себе).

Несправедливым считается такое наказание, кото­рое не соответствует возрасту и уровню развития ребен­ка. Наказание не должно быть слишком жестким или причинить ребенку большие эмоциональные и/или физические страдания: временная изоляция на несколько часов, поломка любимой игрушки или любая форма те­лесного наказания — все это неприемлемо.

И напротив, справедливое наказание — это нака­зание, соразмерное совершенному преступлению. Оно выбрано с учетом возраста и уровня развития наказуе­мого. Примеры такого наказания: период временной изо­ляции назначается правильно, вещь, которой ребенок балуется, забирается у него на некото­рое время, ребенку позволяется загладить свою вину, за плохое поведение он лишается какой-либо привилегии. Вот несколько бо­лее конкретных примеров:

Дошкольный возраст:

Поведение: Ребенок ударил другого ребенка.

Справедливое наказание: Ребенок должен изви­ниться.

Поведение: Сидя за столом, ребенок бросается едой.

Справедливое наказание: Временная изоляция.

• Школьный возраст:

Поведение: Ребенок не сделал уроки.

Справедливое наказание: Ребенок на два дня ли­шается возможности смотреть телевизор.

Поведение: Ребенок оставил ролики на улице на всю ночь.

Справедливое наказание: Ребенок на два дня ли­шается возможности кататься на роликах.

• Подростковый возраст:

Поведение: Ребенок отказывается приходить до­мой к ужину.

Справедливое наказание: Ребенок должен сам при­готовить себе ужин.

Поведение: Ребенок приходит домой позже разре­шенного времени.

Справедливое наказание: Ребенок на неделю ли­шается возможности разговаривать по телефону.

Последний прием может быть очень эффективным для подростка такое наказание может оказаться полез­ным, к тому же оно способствует развитию его чувства ответственности и справедливости. Однако не рекомен­дуется использовать его слишком часто.

16. Используйте прием логичного наказания

ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКОГО ПОДХОДА родите­ли должны придумать логичное, рациональное наказа­ние за неправильное поведение. Прием логичного нака­зания — это высшая форма воспитания, он учит ребен­ка ответственности и контролю над своими действиями. Родитель ставит ребенка перед выбором: вести себя хо­рошо или испытывать последствия своего непослуша­ния. Например:

Если ребенок отказывается ужинать… он не получит сладкое.

Если ребенок громко кричит или дерется… ему придется уйти в другую комнату.

Если ребенок не выполняет свои домашние обя­занности…

он не получит карманные деньги.

В идеале родитель должен предупредить ребенка о тех или иных последствиях его действий, чтобы ребенок мог сознательно решить, как себя вести. Приведем при­мер использования приема логичного наказания с более взрослым ребенком:

Подросток оставил свои грязные вещи разбросан­ными в комнате. Мать предупреждает его: «У меня нет времени, чтобы собирать твою грязную одеж­ду каждый день. Если ты не отнесешь ее в ванную, она останется нестиранной».

Ни в коем случае не нужно кричать на ребенка или пилить его — одного такого последствия достаточно для того, чтобы стимулировать его правильное поведение. При применении этого приема ваш тон должен оставать­ся предельно спокойным. И помните:

• Ребенку необходимо четко дать понять, чего вы от него хотите.

• Пусть ребенок сам выберет, как себя вести.

Всегда идите до конца — выполняйте обещанное.

В отличие от естественных последствий, логичные последствия создаются вами: на вас лежит ответствен­ность за справедливость наказания и его соответствие возрасту ребенка. Специалисты по воспитанию детей вы­соко ценят этот прием за его безопасность и эффектив­ность (при правильном применении). Это также отлич­ная возможность не только отучить ребенка от плохого поведения, но и приучить к хорошему.

Совет: Если выбранное вами наказание не действу­ет, попробуйте использовать другой тип логичного на­казания, например временную изоляцию, возмещение ущерба или лишение привилегии.

26 Февраль 2012, 9726 просмотров.

*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.

.

 

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока»
690000, г.Владивосток, Океанский проспект, 41
тел. 244-62-27, 244-64-34, ПМПК 244-64-44,
Толстого, 54, тел. 264-85-41